Появление печати на ткани
Начнем с самого начала, ответив на вопрос что такое печать? Печать это получение одинаковых отпечатков путем переноса изображения с печатной формы покрытой чернилами на гладкую поверхность - бумагу или ткань.
Про изобретение бумаги мы рассказывали в первой части. Во второй части мы рассказывали про появление первых печатных форм и про возникновение технологии позволяющей печатать первые книги в мировой истории. Однако есть еще одно важное направление в печатном деле, которое нельзя не рассмотреть в рамках нашей статьи о истории возникновения печти. С самого зарождения человечества люди пытались украсить свой быт, свое жилье, одежду. До наших дней дошли великолепные, изумительные произведения искусства древних мастеров.
Окрашивание ткани для одежды возникло задолго до появления бумаги в Двевнем Китае. Люди всегда пытались сделать свою одежду яркой, красочной, уникальной. Изначально использовали доступные в природе натуральные красители и первоначально одежда была однотонной. Что бы получить узор или какой-то интересный онрамент на ткань наносили воск, он не давал возможность краске попать на ткань - при окрашивании в тех местах где был нанесен воск, ткань оставалась первоначального цвета, не окрашенная, таким образом создавались нужные узоры. Первая печать или точнее покраска тканей, произошла из Египта. Таки тогда в основном окрашивали в один цвет индиго. Цвет получался яркий темно-синий, который позволял создавать чудесные сочетания в одежде.
Печать на ткани можно разделить на три основных вида по методу нанесения:
Прямая печать - это когда краску наносят прямо на ткань
Вытравная печать - это когда на уже окрашенную ткань наносят специальный химический раствор и вытравляют окрашенные участки.
Резервная печать - это метод, при котором перед окрашиванием, в необходимых местах на ткань наносят специальный состав, который препятствует окрашиванию.
Первая печать на ткани относиться к Древнему Китаю. В 3-м веке н.э. во время правления династии Хань появилась технология, которая позволяла делать трехцветные оттиски изображений на шелке. Чуть позднее в 4-м веке н.э. технология печати на ткани попала на ближний восток, в Египет, который тогда был под Римским влиянием. Арабы назвали технологию печати "тарш" и в основном использовали для печати религиозных текстов, молитв. "Тарш" это арабское название технологии, которая в европейском мире известна как "ксилография".
С течением времени технология распространилась на весь арабский мир и попала в Европу приблизительно в 1300 году. В подавляющем большинстве в начале это были религиозные мотивы, но далее с появлением в Европе бумаги, печать становилась дешевле и доступнее.
Самая древняя из сохранившихся деревянных моделей была найдена случайно, при разборе старого дома во Франции. Это когда то был дом типографа по имени Прот и найденную доску, назвали в его честь - доской Прота. Эта деревянная форма много лет служила обыкновенной ступенькой в леснице, пока ее случайно не обнаружили. Форма была предназначена именно для печати по ткани, т.к. размер бумаги того времени был существенно меньше форма. Найден был лишь фрагмент формы для оттиска, по всей видимости целая она изображала сцену распятия Христа. Что примечательно, над воинами, которые стоят у креста, расположена лента с надписью - это означает, что в то время уже могли с помощью печати на ткани репродуцировать тексты.
доска Прота
Примерно с 12-го века начала появляться технология набойки. Набойку делали при помощи специальных досок - манер. На одной поверхности такой доски или на бруске вырезали рельефный рисунок, смачивали выпуклые части в краске и затем прикладывали на ткань пристукивая сверху деревянным молотком - забивали краску в волокна ткани.
Первоначально таким образом украшали светлые ткани, в дальнейшем с развитием технологии, можно было предварительно окрасить ткань не однотонно, в местами или узором и сверху в неокрашенные места или узор дополнительно набить орнамент.
В Древнем Китае эта же технология появилась раньше и выглядела иначе. Китайские мастера не вырезали узоры на поверхности бруска, а вырезали лекала и трафареты.
Они брали трафарет, клали на ткань и постукавали по вырезаным местам трафарета мешочками с красителем. Краска пробивалась сквозь мешочек и попадала на поверхность ткани - в результате после снятия трафарета, на ткани получался рисунок или надпись. Метод печати на шелковой ткани методом набойки в Китае назвали жаньсе. В переводе - узор краской или оерашивание.
Метод набойки сохранился у нас в Украине
Краски получают путем варки на конопляном, реже подсолнечнм масле. Для изготовления красителя берется берлинская лазурь и сосновая сажа. Это основные ингридиенты.
Сажу растирают на камне с лазурью, сатем добавляют растолоченный мел пропитанный конопляным маслом. Получается густая черная краска, которой покрывают две товкуши из кожи (рус. подушки). Эти два подушки прибиты к деревянным рамкам с ручками и после покрытия краской их начинают ударять друг об друга - блягодаря этому краска ложиться на подушки равномерным слоем, после этого к подушкам прикладывают деревянную доску (укр. лице) с вырезанным на ней узором и прокатывают сверху деревянным катком (рус. валиком) длинной 15-20см вращающемся на железной оси. Так делают отпечатки на всю поверхность пока вся ткань не покроеться узором. Сейчас в современных станках эти кожанные товкуши заменила система автоматического нанесения краски на печатную форму.
Современное общество совершенно не возможно представить без разнообразной, яркой и красочной одежды. Все пытаються сделать свой образ уникальным, не повоторимым. Работает целая индустрия моды с бутиками, журналами, сайтами, телепрограммами, ежегодными сезонными показами одежды, давая полную свободу мысли дизайнерам и спосбная удовлетворить фантазии модников по всему миру.
Ознакомиться с историей о появлении печати можно во Второй Части статьи и появление бумаги в Первой Части